Герметические кабины

В начале раздела отмечалось, что наиболее совершенным средством защиты экипажа и пассажиров от вредного воздейст­вия атмосферы больших высот является размещение их в герме­тических кабинах.

Герметические кабины представляют собой целые отсеки фю­зеляжей, в которых посредством специального оборудования со­здаются искусственные климатические условия. Благодаря уплот­нениям и повышенной прочности такие кабины имеют достаточно малые утечкн воздуха и могут выдерживать значительные избы­точные давления.

Герметические кабины бывают трех типов: вентиляционная,

регенерационная и смешанная.

Остановимся на наиболее распространенной из них — кабине вентиляционного типа.

Герметическая кабина вентиляционного типа обеспечивает поддержание в ней давления воздуха на определенном заданном уровне, за счет подачи в нее от компрессора двигателя сжатого атмосферного воздуха. Поступая в кабину, этот воздух вентили­рует ее и, выходя наружу, выносит с собой продукты дыхания че­ловека.

Парциальное давление кислорода до расчетной высоты в ка­бине при этом поддерживается на допустимом уровне за счет повышенного давления воздуха в ней.

Выше расчетной высоты давление в кабине с увеличением вы­соты полета уменьшается. Сохраняется постоянным лишь пере­пад давления между кабиной и атмосферой, что происходит за счет подачи воздуха. Обеспечение необходимого парциального давления кислорода на этих высотах восполняется за счет ис­пользования кислородной аппаратуры.

Подпись: Рис. 258. Схема вентиляционной герметической кабины: / — автомят; 2 — теплообменник; 3 — фильтр; 4 — обратный клапан; 5 — край герметизации; б — коллекторы
Подпись: II—3031
Подпись: из

Поддерживание необходимой температуры в кабине обеспечи­вается за счет подогрева нагнетаемого воздуха в компрессоре или при помощи специальных подогревателей. На рис. 258

представлена принципиальная схема герметической кабины венти­ляционного типа. Воздух из компрессора проходит через автомат 1, обеспечивающий постоянный объем поступающего на наддув кабины воздуха.

Установка автомата необходима потому, что в зависимости от оборотов двигателя будет меняться и подача воздуха, а это в свою очередь могло бы привести к колебаниям давления в кабине. Далее воздух пропускают через теплообменник 2. В теплообмен­нике в зависимости от температуры в кабине проходящий через него воздух можно или охладить, или подогреть. Регулировка температуры бывает ручной и автоматической. Из теплообменни­ка воздух поступает в фильтр 3, где очищается от механических и химических примесей. Обычно в воздушной магистрали перед входом в кабину устанавливается обратный клапан 4. Наконец, воздух поступает к крану герметизации 5, при помощи которого можно включить наддув кабины, а в рассматриваемой схеме мож­но регулировать и температуру воздуха в кабине. Для обогрева остекления фонаря воздух от крана герметизации подводится к остеклению через специальные коллекторы 6. Так осуществляется наддув герметической кабины вентиляционного типа.

Кабина называется вентиляционной потому, что она все вре­мя сообщается с атмосферой; через специальные устройства из­лишний воздух и продукты дыхания членов экипажа и пассажи­ров выходят в атмосферу.

Система отвода воздуха и регулировки давления состоит из регуляторов, предназначенных для поддержания заданного ха­рактера изменения давления в кабине при изменении высоты по­лета, и устройств, предохраняющих кабину от чрезмерных внут­ренних или внешних давлений.